Мария Безенкова. Фото Андрея Кодина.
Совсем скоро, 31 мая, начнётся юбилейный Забайкальский международный кинофестиваль, который впервые за свою историю продлится не четыре, а пять дней, впервые охватит так много районов. Много чего будет впервые, и программу ЗМКФ можно охарактеризовать коротким: “Надо смотреть всё”. О секретах подготовки события, которое вот уже много лет является любимым и ожидаемым забайкальцами, “Культуре 75” рассказала его программный директор Мария Безенкова.
Закрытие IV Забайкальского международного кинофестиваля в 2014 году. Фото Максима Федосеева для "Чита.Ру".
— Есть фильмы, после которых выходишь и долгое время приходишь в себя: настолько глубоко, серьёзно всё это. Есть фильмы, которые постоянно пересматриваешь. Как вы умудряетесь подбирать такие программы, каждую из которых полностью хочется смотреть от начала до конца?
— Есть два аспекта подбора. Первый - тематический. Изначально, когда больше 10 лет назад я пришла на фестиваль, мы говорили об удачах и неудачах первых двух фестивалей, потому что я пришла программным директором на третий, и основным негативным фактором первых двух фестивалей было то, что на фестивале показывалась очень разношёрстная подборка. Это были фильмы, которые были собраны с других фестивалей, просто новые картины, и они не собирались в единое пространство программы.
Поэтому я для себя изначально держала и держу в голове, что каждый фестиваль - это какая-то определённая тема, поэтому каждый год мы эту тем обозначаем. Когда-то это тема семьи и внутрисемейных отношений, как была в прошлом году. В этом году это тема памяти и воспитания человека на примере старшего поколения и памяти рода, вообще образ памяти как основа движения в будущее.
Как только программа стала собираться относительно некоего центра, она сразу стала концептуально ёмкой, глубокой. Когда ты подбираешь фильмы под конкретную тему, они всегда оказываются понятнее, яснее зрителю в кинотеатрах.
Есть второй аспект подбора программы, который тоже меня волновал и продолжает волновать. Я глубоко уверена, что все фестивали, которые проводятся, делаются для зрителя, фестивали для кинотусовки, наверное, просто не надо называть кинофестивалями. Нужно их называть каким-то форумом или творческим семинаром - что-то такое. Кинофестиваль же делается для зрителя, и я всегда подбираю фильмы, которые ему будут интересны.
Я всегда приезжаю на все площадки и смотрю, как реагирует зритель, я изучаю читинского зрителя, изучаю районного зрителя, когда участники кинофестиваля едут в районы. И я иду от зрителя. Зритель в Забайкальском крае меняется относительно каких-то ожиданий и текущей ситуации. Поэтому, если даже посмотреть на наши программы за это время с 2013 года, то можно увидеть небольшое зеркало тех общественно-политических ситуаций в России, которые отразились на программе фестивале. Зритель - это всегда зеркало общества.
— В 2013 году вы пришли на фестиваль, который уже начал работать. С каким багажом вы начали работать над этим проектом, какой уже был опыт?
— Я так глобально не мыслила, но я кинофестивалями занимаюсь всю свою жизнь. Начала работать на студенческом ВГИКовском фестивале на первом курсе ВГИКа, как только туда поступила. Работала в пресс-центре, долгие годы была главным редактором фестивального ежедневного бюллетеня. Тогда же, в конце первого курса, я пришла работать на Московский международный кинофестиваль, и проработала там 8 лет.
То есть для меня, наверное, основой стало такое концептуальное программирование именно Московского международного кинофестиваля. Это крупнейший российский кинофестиваль, фестиваль класса “А”, и там каждый из программных кураторов - их несколько на тот момент было - создавал свою тематическую программу, и я видела, насколько разноплановым может быть подход к этим программам.
Так, наблюдая и со стороны, и работая внутри фестивальной команды, я понимала, что актуально, а что не актуально для работы на кинофестивале.
После я работала заместителем программного директора на кинофестивале “Окно в Европу”. Это тоже один из крупнейших фестивалей российского кино, который проходит в Выборге много лет.
Начиная с 2004 года я начала программировать свои фестивали. Это были небольшие фестивали в Вологодской области, в городах на побережье Чёрного моря. Меня приглашали делать программы на международных кинофестивалях. То есть я в принципе всю жизнь занимаюсь пи российскими, и зарубежными кинофестивалями, и тот багаж разноплановых впечатлений, которые меня сопровождают и накапливаются, и позволяет мне находить индивидуальный подход.
Закрытие VIII кинофестиваля в 2019 году. Фото Дианы Арнольд, "Чита.Ру".
— Вы занимаетесь обучением своей команды? Как?
— Сложно работать в вакууме, в одиночестве - просто не хватает сил. Благо, я преподаю во ВГИКе и у меня есть курс специализации для продюсерского и киноведческого факультетов, и на этих курсах - у ребят это 3-4 курс - я рассказываю, делюсь своими знаниями, в том числе и про кинофестивальный опыт. Те ребята, которым это интересно, в дальнейшем начинают со мной сотрудничать сначала на практике, потом на стажировке.
Могу сказать, что человек пять уже точно самостоятельно работают на международных и российских кинофестивалях от Чукотки и до Калининграда, сами занимаются кинофестивалями, работают помощниками программных директоров.
— На какие качества вы обращаете внимание, чтобы точно сказать: “Этот человек будет со мной работать”?
— Обязательность и чувство ответственности. Это понятие ответственности, к сожалению, в нынешнем молодом поколении сглажено, и много таких ребят, которые готовы выполнять задания, но мало таких что готовы взять на себя выполнение задания или реализацию проекта от начала до конца, чтобы никто над ними не стоял и не контролировал.
Ответственность за свои поступки и за свой выбор - очень важное качество для любого творческого работника.
На втором месте для меня - насмотренность и культурный багаж. Человек должен быть определённого культурного уровня и понимать те особенности общекультурного процесса, которые есть здесь и сейчас. Проще говоря, если человек специалист в определённой сфере кинематографа, мы вряд ли сработаемся, потому что мне нужен широкий кругозор, чтобы в обсуждениях о том, чего недостает в программе, он мог вспомнить примеры не только из художественного, но, быть может, из документального кино, современного искусства, выставочной или театральной деятельности. Для этого нужно обладать определённым культурным уровнем.
— Мы получаем уже готовую программу кинофестиваля. Сколько вы времени тратите на то, чтобы её собрать?
—Так как я не первый год собираю программу для Читы, то могу сказать, что некоторые фильмы подбираются ещё до окончания предыдущего фестиваля. Ко мне идёт много информации о картинах, которые ещё в производстве, и я понимаю, что какое-то кино не успеваю взять на девятый кинофестиваль, но может быть смогу взять на десятый.
Я записываю себе хотелки, записываю, какие программы хочу и как я это вижу. Кто-то ко мне обращается и говорит: “Хочу, чтобы фильм был на этом фестивале”.
В целом работа идёт круглогодично, и если говорить об активной фазе, когда я уже составляю программу, то она быстрая.Это буквально неделя-две, и список фильмов составляется, но дальше в течение многих месяцев - это минимум полгода, - когда мы с командой занимаемся лицензированием, очищением прав, с международными коллегами обсуждаем, как передавать контент, как это оформить. Работа по документообороту достаточно большая.она не видна обычной публике, но полгода уходит на отсмотры и представление о концепции программы. полгода на оформление документов. Получается, год.
— В какой точке кинофестиваля вы выдыхаете: “Всё, сделали, получилось”.
— У меня нет такой точки, я не хочу, чтобы у меня был какой-то выдох, потому что я уже прилетаю на фестиваль с ощущением того, что всё классно и что получается праздник.
Ощущение, что ты прилетаешь на праздник, очень важно для того, чтобы и у всех остальных создавалось ощущение правильного праздника кино.
Сделать фестиваль и выдохнуть значит, что для тебя это было сложностью, проблемой и работой, а для меня до сих пор радость, понимаете? Это праздник кино, который ты сам делаешь. Да, ты знаешь, что тебе 3 недели понадобилось потратить на какую-то бумажку, на неинтересную переписку. Но когда ты уже на месте, когда понимаешь, что люди ждут, видишь рекламу, списки билетов и понимаешь, что к тебе приедут участники - чувствуешь только радость.
В последний день, когда нужно улетать, думаю: “Ну почему так быстро всё прошло? Почему праздник заканчивается?”. Наверное, я сохраняю определённую зрительскую реакцию на фестиваль, и это очень важно, потому что иначе не будет драйва, какого-то полноценного ощущения праздника.