Спектакль «Раневская. Одинокая насмешница» 30 октября прошёл в Чите. Зрители услышали уже ушедшие в народ фразы Фаины Георгиевны и узнали о печальной, одинокой жизни комедийной актрисы. Нашему корреспонденту перед спектаклем удалось побывать за кулисами и пообщаться с артистами Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Н.П.Акимова.
Это страшно
Чёрный вход Дома офицеров и закиданные куртками кресла. За занавесом идёт репетиция, а в маленькой гримёрке готовится к выходу заслуженная артистка России Елена Липец. Стук в дверь.
«Можете входить!» — раздаётся с другой стороны.
Захожу в гримёрку. Елена Липец уже в образе, передо мной будто предстала сама Фаина Раневская. Артистка приглашает выйти на улицу. Наблюдаю, как в читинских сумерках стоит известная мне по нескольким кинокартинам актриса из прошлого, и все вопросы кажутся совсем неуместными. Мы говорим о многом — природе, погоде и, конечно, о спектакле. Смотря на заслуженную артистку России, создаётся впечатление, что она в этой роли уже несколько лет и совершенно не переживает о том, как выглядит. Не спеша рассматривает читинский парк. В воздухе повисает пауза.
«Скажите, а как это — играть Фаину Раневскую? Повлиял ли образ на вашу повседневную жизнь?» — спрашиваю между делом.
«Знаете, я в театре более сорока лет, но когда мне предложили эту роль — был шок. Сыграть Фаину Георгиевну для меня огромная ответственность, колоссальная. Вот стоишь одна на сцене, и понимаешь, что тебе нужно всю трагичность судьбы этой великой артистки донести до зрителя. Это очень страшно», — признаётся Елена Липец.
Фаина Георгиевна. Только так называет свою героиню актриса. Мы всё также стоим на улице, и от читинских холодов артистка кутается в шаль, рассказывая о чём-то отвлечённом. Затем я вновь возвращаю её в тему нашей встречи и спрашиваю о том, как после спектакля она выходит из образа. Отвечает, что шлейф от роли остаётся надолго.
«Понимая, какая это ответственность, в обычной жизни я становлюсь более собранной. Появилась некая сдержанность, уже не всегда можешь позволить себе то, что могла раньше. Ощущаешь тень величественности Фаины Георгиевны», — уточняет главная героиня постановки.
Артистка заявляет, что в остальном с ней ничего не изменилось.
В этом спектакле особенно всё. Поделить его на части нереально, ведь Фаина Раневская раскрывается с разных сторон — как саркастичная женщина и как заботливая наставница для молодой артистки. Но это в спектакле. Там же, на крыльце Дома офицеров я спрашиваю о том, что актриса в своей героине выделяет больше всего. Она без тени сомнения говорит: «Есть такая у Фаины Георгиевны замечательная фраза «Ну, как вам сказать». В этот момент она обдумывает свой ответ. Нужно сначала поразмышлять, а потом говорить».
Елена Липец упомянула, что очень устала от перелётов и почти не видит самих городов. Однако свою работу она обожает. Мы стоим возле двери в гриммёрку. Организаторы спектакля напоминают, что время подходит к концу, актрисе нужно доделать последние штрихи грима, и она будет блистать на сцене с фразами про Гиппократа и Александра Пушкина. И это уже совсем другая история.
Лимон и яйца
Когда я собираюсь выходить из помещения для артистов, встречаю на лестнице одетую в простой хлопковый халат девушку. Это актриса театра и кино Юлия Рудина. Она исполнит роль преемницы и воспитанницы Фаины Раневской — Аннушки. Приглашаю её на разговор.
Вновь гримёрная, старенькое, потрёпанное жизнью кресло и небольшой офисный стульчик. Располагаемся. Артистка поправляет прическу.
«Чем вас зацепила именно эта роль?» — спрашиваю.
«Моя героиня — прототип актрисы Марины Неёловой, которая в чём-то была воспитанницей Фаины Георгиевны. Это одна из моих любимых ролей. В ней можно сыграть и комедию с деревенским говором, плясками и песнями, а можно и личную драму», — заворожённо говорит девушка.
Юлия Рудина признаётся, что в детстве бывала в селе, а корни её из Молдавии, поэтому роль деревенской девчушки в начале спектакля для неё стала воспоминанием о том времени.
«А есть ли какие-то сложности в этом спектакле лично для вас?» — я стараюсь не упускать возможности и спрашиваю почти обо всём.
«Знаете, да. Большой гастрольный график, постановка идёт почти три часа, за это время голос садится. Я стараюсь, конечно, его беречь, но не всегда получается», — отвечает артистка.
Чтобы не потерять дар речи от больших нагрузок, у неё есть секрет.
«В райдере у меня всегда есть целый лимон и сырые яйца. Я всё это смешиваю в коктейль и выпиваю, чтобы восстановить связки», — улыбается Юлия Рудина.
И средство действительно работает. На сцене она запоёт деревенские частушки так громко, что слегка вздрогнут и засмеются даже сидящие на последнем ряду бельетажа.
До начала спектакля остаются считанные минуты. Вот-вот героини этого текста расскажут забайкальскому зрителю историю Фаины Георгиевны Раневской. Публика охотно примет их, кто-то в зале будет топать ногами от смеха, а кто-то украдкой утирать слёзы от трагичности сцены. Я понимаю, что пора прощаться с ними, желаю им бурных оваций и выхожу из гримёрки.
«Культура 75» благодарит компанию «Премьера» за помощь в создании статьи.