Много лет в здании филологического и исторического факультетов Забайкальского государственного педагогического университета, который позже стал частью ЗабГУ, под руководством Эдуарда Нурова жил студенческий театр «Странник». «Работал» и «существовал» - не про него. Не про репетиционную комнату, которая была сразу слева от входа, не про постановки, в которых могли участвовать даже первокурсники, не про Эдуарда Динмухаматовича, который не смотрел на часы и не жалел на театр жизни, не про удивительную атмосферу старинного актового зала на втором этаже.
На прошлой неделе заслуженного деятеля искусств Забайкальского края, актёра краевого драмтеатра Эдуарда Нурова не стало. В память о нём, о его «страннике» и в знак того, что эта работа с детьми имела огромную ценность и влияла на жизни юных актёров, «Культура 75» публикует пост одной из участниц театра Александры Леонтьевой. Фото одного из составов предоставила Татьяна Ковалёва, фото афиш театра - Татьяна Шадрина.
Я встретила его год назад. Мы пересеклись в троллейбусе. Сразу узнал, улыбался той же своей доброй улыбкой. «Постарел сильно», - подумала я. А он спрашивал, как дела у детей и велел передавать всем привет.
Постарел. Конечно, с момента «Странника» прошло почти 20 лет.
Мы болтали про всякое, он рассказал, что работает. А я вспоминала репетиции, наспех выученные роли, дикую панику перед премьерой и лёгкость в конце спектакля. Про старые афиши на стенах студенческого театра, про дружную компанию. Он выходил, мы обнялись и пожелали друг другу всего самого лучшего и здоровья. Я долго ещё мысленно перелистывала воспоминания из студенческой жизни, где все 5 лет со мной был добрый режиссёр.
Он заходил в театр такой большой и добрый, с сумкой наперевес, откуда доставал нам новые сценарии, билеты в Драмтеатр, афиши. Мы тогда ходили на все спектакли.
И было видно, как мы для него важны, как важен для него «Странник», пьесы, репетиции. Он отдавал себя всего нам. Эмоциональный, добрый, он ходил возле сцены в актовом зале и показывал, махая руками, как надо играть. Иногда заскакивал на сцену и уже там рассаживал всех и расставлял. Смотрел, спускался, говорил: «Продолжаем», а потом снова: «Стоп». И вот он уже объясняет Кате Шайтановой, как говорит её болтливая и лёгкая Симочка или двигает стул, на котором сидит Женя Дейнека, чтобы все видели скорбь и страдание парализованного отца, которого он играл.
Спасибо вам, Эдуард Динмухаматович, за любовь к искусству, за то, что научили не бояться сцены, за то, что студенческая жизнь для нас стала не просто лекциями и экзаменами, а превратилась в целый большой театр!
У нас первый акт пьесы под названием «Жизнь». А у вас - второй, под названием «Вечность».
Александра Леонтьева