Философские песни, подпевающий зал, тяжёлые звуки электрогитар и атмосфера настоящего рок-концерта. Всё это 17 января сопровождало выступление группы «Аффинаж» в классическом зале Дома офицеров Забайкальского края. Сразу после концерта мы встретились с бас-гитаристом, одним из двух лидеров группы Сергеем Шиляевым, чтобы поговорить про историю коллектива, песни и много о чём ещё - от виниловых пластинок до нуар-шансона и современного искусства в целом.
«Аффинаж». Клубы Вологды и альбомы на виниле
Разговор о российском андеграунде (множество направлений, противопоставляющихся официальному искусству, популярности и массовой культуре – авт.) мы начали в зрительном зале с высокими потолками, раскинувшись на мягких бархатных креслах.
«Аффинаж» - одна из немногих российских групп, работающих в жанре нуар-шансона и использующих в своих композициях совершенно неожиданные баян и тромбон. Они поднимают философские темы одиночества, смысла жизни, реагируют на войны и другие события в стране и мире, а ещё просто говорят о человеческих переживаниях.
— Есть мнение, что в таких коллективах зачастую бывает два или три автора. Один пишет текст, другой – музыку. А как у вас? Сначала рождаются слова или мелодия?
— Чаще всего у Миши (второй лидер группы, вокалист Михаил Калинин – авт.) появляются строчки и мелодия сразу. Затем мы вместе уже формируем тело песни – подбираем композицию и аранжировку. Бывает так, что как изначально Миша видел материал, таким он и остаётся, а может произойти и совсем иначе. Иногда получается, что в итоговом варианте это другая композиция. Слова остаются те же, но ощущение от неё меняется. В этом есть определённая магия.
— Кому или чему вы посвящаете свои песни?
— Несколько композиций мы посвятили историческим событиям. В частности, вы сегодня услышали песню «Май», она приурочена ко Дню Победы. Опять-таки, когда мы выпускали альбом «Русские песни. Послесловие», в который «Май» вошёл, мы определили главным героем всей подборки возвращающегося домой красноармейца. Ещё у нас есть трек «Ничего не потерял», он посвящён российским лидерам мнений, которые во время специальной военной операции уехали из страны. Это такое явление в нашей культурной жизни. Некоторые сравнивают его с «Философским пароходом» (операция Владимира Ленина 1922-1923 года, во время которой из страны отправили около 5 пассажирских судов в Германию. На них принудительно эмигрировали представители интеллигенции, которые придерживались оппозиционных взглядов – авт.), но ничего общего в этих событиях нет.
— Что вдохновляет вас?
— Я обычно говорю – совместное музицирование. Мы иногда песни прямо на репетициях сочиняем.
— И есть уже в доступе такие композиции?
— Да. Например, песня «Хостел». Мы как-то остановились в Уфе, и у Миши родилась строчка, он сказал её Саше (Александр Корюковец – баянист.) Тот сочинил рифф (краткая ритмичная мелодия -авт.) на баяне, и всё, пошло. Так песня и расплелась.
— Кто ваш слушатель? Это чаще люди старшего поколения или молодые?
— К нам вообще приходят разные. Некоторые даже с семьями, бывают и старшего возраста, иногда есть и молодёжь. В первом туре у нас была прямо проблема: на концерты ходили дети, а играли мы в клубах. У нас редко пьют на концертах, а тут ещё и несовершеннолетние, клубы просто от нас отказывались. Но упорством, трудолюбием и определённой степенью наглости мы смогли достичь какого-то статуса на отечественной сцене.
— В чём особенность вашего коллектива?
— «Аффинаж» - одна из самых захватывающих и разнообразных групп на российской сцене. Есть группы, которые выработали свой стиль и теперь идут по нему, а мы экспериментируем, но за счёт характерного тембра вокала, тромбона и баяна всегда слышно, что это именно «Аффинаж». Мы абсолютно группа «Сделай сам». Сами сочинили и сами же продали.
— А сами предпочитаете каких исполнителей?
- Я меломан, слушаю совершенно разное, у меня много виниловых пластинок. Кстати, у вас в Забайкалье есть ансамбль «Читинская слобода», их пластинку я тоже приобрёл, понравилось. Когда в Читу летел, я слушал Ивана Кучина (автор-исполнитель в жанре российского шансона – авт.). Из классической музыки мне нравится Борис Чайковский (советский композитор периода 1940-х – авт.). Я люблю искусство нового рождающегося мира - это то, чем и мы занимаемся. Сейчас рождается этот новый мир силами России в том числе, а мы творим его музыку.
— Альбомы группы тоже записываете на виниловых пластинках?
— Конечно! Выпускали альбомы, они разлетаются быстро. Последний - «Общество с ограниченной ответственностью» ещё можно приобрести, а, например, «Русские песни» у нас уже второй тираж распродали. Альбом «Мимо. Ранен. Убит» уже разобрали. Я сам эту культуру люблю, и те, с кем мы сотрудничаем - тоже. Всегда ответственно подходим и к оформлению и к дизайну.
— Ваш график туров довольно плотный. Случались ли в таких поездках непредвиденные обстоятельства, форс-мажоры?
— Наша система железных дорог и авиарейсов ещё хорошо работает. Как-то мы гастролировали в Казахстане, все поезда опаздывали минимум на 3 часа. Мы из Астаны в Караганду ехали 10 часов вместо трёх, которые нам обещали. У нас концерт должен был начаться в 20.00, а мы в 20.15 только заехали в город. Там всё куда хуже. В России бывало, что поезд ждали несколько часов. С самолётами было так, что тромбон не могли провезти, но как-то организаторы всё быстро разруливали.
— Что помогает справиться с усталостью в таком режиме?
— Сон. Я несколько недель назад бросил курить. Раньше это тоже помогало. Пока я к этому не привык. А так сон, прогулки, кофеёк, сериалы дурацкие. Сейчас я смотрю «Дублинские убийства». Люблю Ирландию, а в этой работе Дублин хорошо показан.
— Отличаются ли ощущения от первого выхода на сцену в составе группы и сейчас?
— Мы изначально были настроены на успех. Решили, что в родной Вологде уже «андерграунда наелись», у нас были свои проекты, мы завоевали там известность. Потом приехали в Санкт-Петербург и решили пробовать уже по-взрослому. Цель была вырасти, поэтому мы выходили на сцену и знали, чего хотим. Тогда это были залы на 15 человек, сейчас на 15 тысяч, а ощущение одно. Выходишь играть музыку для людей, которые пришли её послушать, это, конечно, чудесно.
Совместные треки с Летовым и участие в фильме экс-артиста группы «Кино»
— Хотели бы добавить в ваши композиции какой-то музыкальный инструмент?
— По необходимости мы это делаем. Например, в альбоме «Русские песни» у нас участвует 15 человек. Бывают и балалаечники, и струнные квартеты. Иногда с нами выступает авангардный саксофонист Сергей Летов. Это брат Егора Летова (основателя рок-группы «Гражданская оборона» - авт.). Барабанщики всегда приглашённые. Сегодня, например, играл Тимофей Вахрушев, а так костяк четыре человека, и пока этого достаточно.
— Коллаборации планируете с кем-то из артистов?
— Прямо о планах говорить не будем, здесь всё не только от нас зависит, но да, будут. У нас с Мишей есть ещё один проект «Быдлоцыкл», там поучаствуют совсем неожиданные артисты.
— Несколько ваших треков звучали в фильме «Скоро всё кончится» у режиссёра Алексея Рыбина. Расскажите эту историю?
— Вышло вот как: продюсером фильма стал Панкер (бывший продюсер рок-группы «Кукрыниксы» Игорь Гудков – авт.), известная личность в андеграунде. Он услышал наши песни, позвонил мне, и мы встретились. Вместо пары минут проговорили два часа, подписали бумаги об участии треков в кино и общаемся до сих пор. Потом познакомились с режиссёром Алексеем Рыбиным (участник первого состава группы «Кино» - авт.), он тоже меломан, периодически встречаемся в петербургских музыкальных магазинах.
— После знакомств почти с «легендами» - Сергеем Летовым, Панкером и другими, какова ваша творческая мечта?
— Мы хотим остаться в вечности, стать чем-то значимым в русской культуре, вложить часть себя в этот непрерывный творческий поток. Он рождается сейчас многими руками и сердцами.