Секунду...

«Стихи – как пирожки: если ты их испёк и через неделю предложишь кому-то, кто будет есть?». Чтец Господин Литвинович – о выборе произведений, сонастройке с залом и вдохновении

29 октября в 11:36 / Дарья Левошко 👁 198

Фото Юлии Скорняковой
Фото Юлии Скорняковой

Есть люди, которые не просто читают текст, они его проживают, рисуют образы, заставляют сердце биться чаще, а душу замирать в предвкушении. Мы поговорили с известным на всю Россию чтецом Господином Литвиновичем (под таким псевдонимом выступает Сергей Пароходов – авт.) о том, как сонастроиться с залом, с чем нужно вести «битву» и как читать так, чтобы зрители плакали.

Сергей Пароходов – артист, автор поэтического блога «Господин Литвинович», амбассадор современной поэзии, преподаватель. Он дал более 160 концертов в разных городах России, Казахстана и Белоруссии. Псевдоним «Господин Литвинович» возник случайно, когда Сергей и его подруга поменялись фамилиями во время игры в «Мафию». Популярность к чтецу пришла после опубликованного им видео со стихотворением Татьяны Мориной «Ты море». Оно быстро разлетелось по сети и набрало более полумиллиона просмотров. Это культовое для карьеры Литвиновича стихотворение ему прислала и порекомендовала записать подписчица.

— Сергей, есть ли у вас свой способ сонастройки с залом?

— Сначала ты поздоровался, услышал, как люди приветствуют. Иногда зал встречает стоя, так было на первом концерте в Калининграде. Тут ты просто абсолютно счастливый начинаешь работать, а зрители в диком восторге. Бывает, они не знают, как реагировать, если впервые на поэтическом вечере. Тут важно с ними поговорить, показать, что ты обычный и тоже ходишь на концерты. У меня между стихами есть истории, рассказы из жизни – прозаический стендап. Через некоторое время люди расслабляются, и им уже не страшно смеяться, плакать, они оттаивают.

Фото Евгения Галузы
Фото Евгения Галузы

–– Какую роль играет «живое» чтение и публичные выступления для чтеца в наши дни?

–– Это восполнение «батарейки». Когда говорю в камеру телефона, понимаю, что по ту сторону экрана слушатель. Я читаю для людей и представляю их. А со сцены ты видишь зрителей и понимаешь, что на полтора-два часа тебе нужно выстроить с ними отношения, настроить их на себя. Иногда бывает мгновенная притирка, когда в унисон пульсирует зал, это восполняет энергетические затраты.

— Волнуетесь ли вы перед выступлением?

— Нет. Волнуюсь я только, если прихожу на чужое выступление как приглашённый участник, и там есть опасность что-то испортить. Когда это собственный концерт, я не боюсь, потому что пришли мои люди. Например, 23 октября этого года перед выступлением в селе Чара Забайкальского края я думал, что туда нагонят людей с завода (имеются в виду сотрудники компании «Удоканская медь» – авт.), которые не знали бы, кто я. Вот тут было жёсткое волнение и паника, потому что не понимаешь, хотят ли люди от тебя что-то получить. А когда выходишь к своему зрителю, ты сам это придумал, нашёл через себя пропустил – люди ждут, и даже если ты что-то забыл, тебя поддержат. Ты выходишь, как Оля Бузова, к своим людям (смеётся – авт.).

— А как в итоге справились с выступлением в Чаре?

— Там было не так страшно, как я себе представлял. Пришли только заинтересованные люди, которые были готовы получить поэтический продукт.

— Вы работаете с самыми разными авторскими произведениями – от классики до современности. Есть ли среди них те, к которым вы особенно трепетно относитесь, или, наоборот, те, с которыми вам приходится вести настоящую «битву» за интерпретацию? И почему?

— Нужно бороться с платными произведениями (берётся за платные стихотворения, которые гарантированно читает – авт.), а стихи, которые ты нашёл, просто идёшь записывать. В этом помогает жизненный опыт, хорошая аппаратура – телефон и штатив.

Фото Евгения Галузы
Фото Евгения Галузы

— Как вам удаётся так глубоко погружаться в текст и передавать эмоции?

— Любой выбранный стих – это то произведение, которое ложится на какую-то мою биографию и опыт. В большинстве случаев стихи написаны от женского имени, но даже в них я нахожу что-то про себя, там нет других героев, кроме меня. Когда человек приходит и предлагает своё произведение прочитать, меня не интересует, что хотел сказать автор, мне важно, что скажу я. Поэтому в прочтении нет игры и вхождения в образ, я выбрал этот стих, потому что он рассказывает про меня.

— Для вас известность автора стихотворения не имеет значения, вам можно отправить любое произведение с надеждой, что его для тысяч людей прочитаете именно вы. Как выбираете? От каких авторов вздрагиваете, понимая, что вот оно – то, что хочется сказать?

— Должно что-то ёкнуть. Если заплакал, сто процентов надо брать.

— Вы сказали, что подбираете произведения по внутреннему отклику – заплакал или нет. Есть стереотип, что мужчины и взрослые не плачут. Часто ли такие эмоции вызывают произведения у зрителя, и что вы думаете о стереотипе?

— Я бы перефразировал – разрешают себе [плакать] или нет, только от этого зависит. На моём поэтическом концерте я не просто вышел и прочитал, я беру тему и заинтересовываю людей, чтобы они могли докопаться до чего-то своего, вытащить боль или радость, чтобы им стало легче. Хочется, чтобы у человека заработала жилка, душа, он почувствовал и выпустил эмоцию. У меня на концертах плачут все. Хочется показать людям, что это не страшно, можно и нормально.

— Что для вас творчество?

— Самореализация, проявленность, выпускание пара и рассказ о том, что у тебя внутри.

Фото Юлии Скорняковой
Фото Юлии Скорняковой

— Как готовитесь к концерту?

— Сначала подбираем стихи, потом музыку. Иногда не хватает времени, и программа пишется за два дня, опыт уже позволяет так делать. Хочется подружиться с музыкантами, но если едешь записывать стих, ты не можешь ждать, пока тебе напишут композицию. Это очень долго. А стихотворения – они, как пирожки: вот если ты их испёк и через неделю кому-то предложишь, кто их будет есть!? Они будут сухие и холодные. Сейчас вот появилось несколько композиторов, с которыми можно писать для музыкальных площадок. Собираешь все эти элементы и едешь тестировать программу в каком-нибудь городе.

— Написать программу для концерта кажется техническим моментом, но сколько времени на это нужно?

— Никогда не понятно. Например, программу по стихотворениям Марины Цветаевой я написал и выучил за ночь. В моменте всё было. Если ты строишь план, набираешь материал и получается так, как хотел, будет что-то посредственное. Но если в этот момент вмешивается вдохновение, то это про живое.

Фото Юлии Скорняковой
Фото Юлии Скорняковой

— Что вас вдохновляет?

— Когда я дома в Томске, в мае в 5 утра уже в лесу. Гуляешь, смотришь на белок, ручей, ходишь и записываешь часам к 8 несколько роликов. Природа очень сильно наполняет, люди, которые приходят на концерт, тоже. Это два мощных источника энергии.

— Сергей, назовите три ценности, которым вы придерживаетесь в жизни.

— Искренность, отцовство и наблюдение за миром вокруг.

— В школе у всех был конкурс чтецов, где выразительно читали стихи. Как будто бы вы сделали понимание слова «чтец» намного шире. У вас есть ученики?

— Да, есть курс по выразительному чтению. Я вырастил много чтецов, но больше мне нравится, что собрал их в сообщество, где они делают коллаборации и проводят свои концерты. В этом году ездили на фестиваль в Нижний Новгород, я сидел у сцены и смотрел, как ученики придумали психологическую сценку по сказке «Колобок. Путь к себе», где вместо животных герой встречает чувства: тоску, любовь, трусость. Это гораздо круче, чем ты просто людям рассказал, как читать. Интересно смотреть то, как они развиваются дальше.

Я понимаю, что в человеке важно развить «самость». Например, одна девушка с курса пришла читать Маяковского и сделала это тихо. Это был шок для меня, но это её подача. В течение уроков я ищу в учениках штучки, чтобы человек был таким, какой есть, и читал также. Нужно найти свой стержень и показать, что можно быть собой.

Фото Евгения Галузы
Фото Евгения Галузы

— Действительно важно не ломать в человеке его «самость», но от наставника многое зависит. Что для вас важно передать своим ученикам? И много ли времени уходит у них на проявление себя?

— Не знаю, что передать своего, главное – не разрушить то, что в них уже есть. Нужно достать из человека, дать возможность проявиться его данности. Одна девочка на курсе записала стихотворение спустя 3 урока, и я понял, что всё – цель достигнута. Она читает и живёт, такая, как есть. Моя задача – разрушить стенку и поставить равно между «я – человек» и «я – личность, которая читает стихи». На это может уйти день, год, главное – добиться от человека внутреннего разрешения быть собой.

Посмотреть фоторепортаж с творческого вечера Господина Литвиновича в Чите.

Читайте также