«По чести суждено мне здесь промчаться». Рецензии на конкурсные фильмы ЗМКФ-2023

30 мая 2023 / Юлия Скорнякова 👁 719

Конкурсная программа Забайкальского международного кинофестиваля в этом году посвящена памяти и воспитанию человека на примере старшего поколения и памяти рода. Её основой, по словам программного директора ЗМКФ Марии Безенковой, стал образ памяти - основы движения в будущее. Сотрудники редакции «Культуры 75» и пресс-службы министерства культуры Забайкальского края посмотрели все фильмы конкурсной программы и написали рецензии на каждый из них.

«Тётушка» (18+)

Женщины смеются и танцуют на разминке, а потом беззаботно болтают про сериал, в котором юноша узнаёт, что не знает свою настоящую мать и отправляется её искать - так начинается это кино.

На кухне героини-вдовы средних лет, у которой уже есть взрослый сын, после тренировки пахнет вкусным супом, для которого она полукольцами тонко-тонко нарезает лук. Дома идеальная чистота. Сын приходит с работы, не смотрит в глаза, говорит, что должен уехать за границу на любимую работу. И жизнь: чистые полу, запах еды дома, зарядки на воздухе по утрам, - теряет краски и смысл.

Я вздрогнула где-то минут через 15 после начала фильма, когда тётушка - так будут называть героиню чуть позже - отправилась по просьбе сына отдохнуть в Сеул, Корею, заболталась и отстала от автобуса и потерялась, случайно разбив телефон. Это мой страшный сон время от времени вот уже двадцать лет: в последний момент я опаздываю на поезд, который едет домой.

Этот фильм про то, что, потерявшись, можно найти намного больше, чем было: человеческий отклик, тёплый взгляд ребёнка, понимающую улыбку мужчины, танцы под снегом просто потому, что снег - это счастье. Ещё можно отыскать тёплую постель и вкусный ужин, которые кто-то приготовит для тебя, заботу, понимание и общую печаль, которую можно проживать вместе. А в конце корейского сериала главный герой наконец находит свою мать, очень похожую на тётушку-героиню фильма. Так получается, что в этот же день и сын тётушки, молчавший о своей тайне три года, находит поддержку матери, которая вряд ли могла бы быть, не отстань она тогда от туристического автобуса.


«Тёмная ночь» (16+)

Исхаку 35 лет, и 7 лет назад он сбежал из родного посёлка в горах, чтобы забыть, как участвовал в суде Линча, где насмерть забили его друга. Чтобы встретиться с совестью и получить от себя прощение, нужно сначала спускаться, стирая руки в кровь, на дно ям высоко в горах, а потом упасть в самую глубокую из них. Только там получится найти того, кого предал семь лет назад, не остановив расправу над ним.

Двухчасовая “Тёмная ночь” смотрится на одном дыхании. Сложно то, что ты с первых кадров знаешь: произошла трагедия, и авторы фильма шагают в прошлое и обратно, чтобы рассказать историю не только Исхака, но и всех, с кем сводит его судьба.

Вот друзья, с которыми он поверил в наговор и стал участником убийства близкого человека - инспектора, который приехал в их село и защищал природу от браконьеров. Вот любимая девушка Султан, которая бросила его из-за деспотичного отца, а потом вышла за другого и родила дочь. Вот мать, которая очень любит его, но умирает. А вот пёс Клоун, который...

И всё бы ничего: забыть, наверное, получилось бы, но нужно приехать домой в село к умирающей матери, а там встретиться с отцом погибшего друга, который все семь лет безуспешно ищет сына в горах, как будто помешавшись на том, что его Али всё ещё жив. Встретиться с отцом и посмотреть в его глаза.


«Нить жизни» (16+)

Он её привязал к себе крепкой верёвкой, потому что боялся, что она потеряется или упадёт на глубину озера, около которого только что танцевала. Сын-музыкант, с детства любивший музыку, приезжает навестить мать, которая вот уже пять лет живёт у его старшего брата.

Шоком становится то, что у его матери - прогрессирующая болезнь Альцгеймера, в душной городской квартире женщина творит невообразимое, превращая в ад и свою жизнь, и жизни всех вокруг. Ужаснувшись тому, каким жестоким может стать его старший брат от такого, музыкант забирает мать и едет с ней на её родину, в степи.

“Маме здесь намного лучше”, - рассказывает он старшему брату, когда тот приезжает их навестить.

И если в городской квартире пожилая женщина портила одежду и станы комнаты, то здесь, на природе, она то танцует и улыбается, то плачет, не понимая, почему её не уведут в дом отца.

Этот фильм важно смотреть не только тем, кто столкнулся с таким заболеванием и не может принять то, что происходит с их родным человеком, но и всем нам, которые должны знать, насколько глубокой и всепрощающей может быть любовь матери и сына - толстая верёвка, которой он привязал их друг к другу и которую однажды должен будет обрезать.

«Святая пятница. Крест в пустыне» (16+)

Песок может быть разным: обнимающим ноги или беспощадным в жажде, когда остаётся только одна надежда на молитву и чудо.

Этот фильм о том, как молодая девушка, вопреки традициям, много веков назад выбрала свой путь - путь поисков света в душе и Бога. В истории святой Параскевы, экранизированной режиссёром Хаджи-Александром Джуровичем, рассказывается о том, как уже совершившая паломничество в Иерусалим Параскева уходит в Иорданскую пустыню, где проведёт 40 лет жизни, борясь с искушениями, демонами и страхами.

С первых минут кажется, что чувствуешь дыхание этой пустыни, а слова о том, что Бог каждому показывает его путь, нужно только суметь рассмотреть эти знаки, важны не только для верующих, но и для каждого зрителя, которому нужны опора и уверенность.


«Дневник поэта» (12+)

Красивый, атмосферный фильм режиссёра Булата Юсупова о нелёгком пути поэта Рами Гарипова - человека, который сохранил веру в свои идеалы, в свой выбор.

Красивый фильм, как стихи поэта:
«Жизнь для меня – как скачки для коня,
Порою сердце может разорваться.
По чести суждено мне здесь промчаться,
Мужчиной называю коль себя.
Мой путь – по совести – нелегкий труд
Скачу за правдой я, отринув хитрость…».

Хрущёвская оттепель. Молодой поэт, лётчик Рами Гарипов возвращается с семьей в Уфу, получив образование в Московском литературном институте. Возвращается окрылённый: теперь новые принципы, стандарты, счастье – и вдруг... Начинается реальность.

Переживающий одну бытовую катастрофу за другой, теряющий ребёнка и чуть не утративший свой дар, практически лишённый сил, поэт бросает город и уезжает в деревню. Туда, где написал своё первое стихотворение ещё 10-летним ребенком. Стремясь понять, как жить дальше, как не потерять себя, как не стать циником, не обозлиться, как продолжать любить жизнь, наш герой преодолевает свои внутренние противоречия в попытке найти выход. И награда за лишения не заставила себя ждать: Рами принимают в Союз писателей, дают квартиру.

Быт обустроен, можно расправить крылья и летать. Не даром через весь фильм как главный образ проходит самолёт. И за штурвалом - поэт. Над ним только небо, в которое настоящий романтик может взлететь даже с самого дна.

Хочется пожелать этому фильму покорять сердца зрителей и завоевывать достойные награды, дарить нам веру в себя и помогать смело идти сквозь бурю обстоятельств на встречу торжеству гуманизма и культуры.

«Ниша» (16+)

«Й».

Как вам СМС такого содержания? Или письмо, в котором лишь одна строка — с названиями двух городов: Майкоп – Петропавловск-Камчатский? Загадочно? Ещё бы! Такое сообщение и письмо получил главный герой фильма «Ниша», дебютной работы режиссёра Антона Ермолина.

Фильм про самых обычных людей в самых обычных обстоятельствах. Инженер-элетроэнергетик Вячеслав - доставщик и сборщик мебели, наивный искатель, человек, видящий чудеса в обыденном мире. Его жена Маша — художник по коврам, увешавшая ими все стены квартиры, работает в кинотеатре контролёром.

У Вячеслава есть «одна, но пламенная страсть»: он увлечён биоэнергетикой и биолокацией, чистит энергетические поля везде, где удаётся, собирает отрицательную энергию и ковровую пыль в банки. И как инженер, хоть несостоявшийся, верит в то, что сможет не только управлять энергиями, но и получать от них ответы на все вопросы.

Всё вокруг имеет значение: рисунок трещин на тарелке, изгиб волоса в расчёске жены, узор тропинки на снегу во дворе, - всё. В фильме есть погоня и переодевания, есть таинственный незнакомец и тайная организация, есть спуск в подземелье и обязательный тоннель, в конце которого нашего героя ждёт минута славы.

Сон это или реальность? Каждый решит для себя сам. По заявлению сценариста Рамиля Хадиулина «Ниша» - это «фильм, нацеленный на последних романтиков», «конспирологический шарж», и стоит надеяться, что он будет интересен не только романтикам, конспирологам и магически одарённым, но и обычным зрителям, любящим интригу.


«Пляж на краю света» (16+)

Чёрно-белое кино в эпоху яркой зрелищной киноиндустрии - оправдан ли сейчас такой формат? Несомненно, ведь такие киноэксперименты сбивают зрителей с толку и неизбежно привлекают внимание.

Бесцветное изображение меняет восприятие фильма и заставляет наш, привыкший̆ к цвету, мозг дорисовывать, додумывать, задумываться. Нашему вниманию предлагается чёрно-белый формат фильма бразильского режиссёра Петруса Карири «Пляж на краю света», выдержанный в жанрах детектива и драмы.

В маленьком городке Сиарема морские приливы разрушают дома и вынуждают жителей покидать их. Элис, молодая защитница окружающей среды, поклонница легенды об Ионе и ките, вместе со своей больной матерью живёт в доме, постоянно подтопляемым приливами, неуклонно разрушающемся, с подобравшимся вплотную морем.

Элис мечтает уехать, но мать, дорожащая воспоминаниями о прожитой в этом доме жизни, об исчезнувшем муже, хочет остаться у моря. Чёрно-белый формат фильма и звуковые эффекты усиливают эмоциональную нагрузку: тревожное чувство не покидает зрителя до последнего кадра. Серые низкие тучи, грохот бьющихся о стены дома волн, неотвратимость неизбежного. Но, в конце фильма: летящий над водой кит - как проблеск надежды на спасение, как опровержение этой неминуемой неизбежности.


«Золотая бронза» (16+)

Голос за кадром меланхолично, с наигранной задорностью, рассказывает о «праздничном» 1 сентября 2004 года. Надо ли напоминать, что произошло тогда в городе Беслане?

Тёплый и солнечный день, громкий смех первоклашек, волнительные разговоры родителей и, конечно, предчувствующие что-то нехорошее учителя. Готовить платочки ещё рано, потому что для недосказанности и интриги в сюжете режиссёр решает не показывать нам весь тот ужас, который пережили дети и взрослые.

Быстро, без подготовки и по факту. Каждый из четырёх главных героев оставил в той школе частичку себя. Затем, по задумке автора, мы двигаемся с ребятами по пути их взросления, осознания происходящего и переживаний того дня. С последними, кстати, они справляются лучше всего. Маленькие и не окрепшие умы каждую главу становятся теми, кто нашел себя в спорте или в заботе о близком. И именно в этот момент под громкую песню с мотивирующей лирикой и, конечно, со сменяющимися кадрами главных этапов в жизни каждого из героев мы начинаем верить в чудо. И оно случается.

Есть и те герои, история которых осталась недосказанной. От этого в конце просмотра остается множество вопросов об их дальнейшей судьбе, но пережив быстротечность событий в голове начинают рождаться выводы.

Читайте также