В соболином краю над Чикоем-рекой
Живописно раскинулся Красный Чикой.
Смотрит в синие воды, любуясь собой,
А над ним небосвод голубой-голубой.
Георгий Граубин.
Фото: Евгений Галуза
Таёжные дороги, пыль колёс и величественные ярко-зелёные деревья, за которыми едва виднеется солнце. Всё это провожает нас на подъёме в село Красный Чикой от федеральной трассы. Мы едем в предвкушении: всего в нескольких километрах от Чикоя в летнем лагере «Лесная сказка» вот-вот развернётся фестиваль культуры забайкальских старообрядцев «Семейская круговая».
За окном мелькает тайга. Если приглядеться, можно увидеть ещё маленькие кедры. Рядом с ними стоят уже выросшие, огромные деревья.
Подъезжаем к лагерю. Издалека слышится распев, это участники готовятся к фестивалю, который полностью посвящён культуре старообрядцев, когда-то приехавших в Забайкалье на поселение.
Эта «Семейская круговая» стала особенной: в лагере «Лесная сказка» ещё до официального открытия фестиваля 16 августа началась научная конференция «Зенковские чтения», посвящённая памяти заслуженного работника культуры России и Читинской области Татьяны Зенковой, всю свою жизнь посвятившей сбору народных песен, преданий, сказок и сохранившей это богатство благодаря своему труду и своим ученикам, некоторые из которых в этом году приехали на фестиваль.
Прохожу в большую беседку, на которую уже понемногу опускаются сумерки, фольклористы Забайкалья рассказывают о своих достижениях и вспоминают своего учителя. Вечер 16 августа выдался тёплым, комары почти не кусают.
Спустя полчаса на сцене обычного детского лагеря народный театр имени Буракова из села Улёты начал показывать мини-спектакль памяти Татьяны Михайловны Зенковой.
Народный театр села Улёты появился в 1938 году. Тогда бухгалтер Георгий Бельдинский организовал драматический кружок, а в 50-х режиссёром театра стал Николай Бураков. У мужчины не было специального образования, но он, по словам коллег, видел творческие таланты людей и мог их поддержать и раскрыть. Театр получил его имя в 1993 году.
На сцене две соседки, многие слова которых отзываются в зрительном зале смехом. Актриса в роли семейской бабушки то пытается пристроить в «хорошие руки» фельдшера Кати своего внука, то и сама не против охмурить приехавшего к ней постояльца.
Спектакль заканчивается. За окнами становится всё темнее, зрители понемногу начинают расходится и готовится к открытию.Утром 17 августа мы на огромном автобусе едем в лагерь, чтобы увидеть церемонию открытия «Семейской круговой», прямо перед которой в детский лагерь приезжает губернатор Забайкалья Александр Осипов. Артисты в семейских нарядах исполняют песню и подносят ему каравай, показывают добычу ореха и предлагают отведать кашу на кедровом масле и оладьи с кедровым кремом.
Тем временем на сцене уже шумно, а вокруг, на огромной зелёной поляне, по мягкой траве которой многие зрители уже ходят босиком, начинается представление всех участников. Русские парни по-настоящему впряглись в огромные чирки (традиционная сибирская обувь из мягкой кожи — авт.) и вывезли их к сидящей на лавочках публике. Огромная лавка на первом ряду покрыта настоящим тканым цветным рушником.
Гремит музыка, звенят семейские песни, кружатся их яркие наряды на сцене и около неё!
Поднять флаг фестиваля приглашают организаторов фестиваля, губернатора и главу Красночикойского района Евгения Гостева.
— Фестиваль считать открытым! — летит над «Лесной сказкой» голос ведущей, руководителя комитета культуры Красночикойского района Натальи Антоновой.
Теперь в лагере шумит настоящая семейская деревня. Между деревянных домиков снуют люди в ярких народных одеждах, некоторые из них ходят под руки и поют старинные песни.
Неподалёку от сцены расположилась деревня Мастеровая. В ней ремесленники показывают и продают свои работы. Первым на пути мне попадается столик с множеством кукол из лоскутов. Среди славянских берегинь есть и ещё одна знаковая, она полностью белая, одета в шелка, а позади у неё небольшие крылышки. Творение символизирует ангела, её автор Татьяна Сенотрусова выполнила в честь памяти погибших детей Донбасса.
«Куклы сделаны без шитья, это всё мотание. Одна из моих любимых — баба Яга. Как было принято считать в старину, она выметает из дома все плохие мысли и намерения. Есть ещё одна куколка, называется она Женская судьба, в ней несколько лоскутов, сначала куколка девочка, затем она подрастает и выходит замуж, позже у неё появляются детки, и наконец, она становится бабушкой», - говорит мастерица.
Следом за этим столиком стоят, как живые, фигурки животных. Их изготовила Елена Пименова из Приаргунска. Женщина несколько лет работала в детском саду, а потом увидела на просторах социальных сетей валяние из шерсти и загорелась этим делом.
Она обрабатывает не только шерсть, но и бетон. Из него мастерица делает фигуры для украшения дворов и участков.
«Я работаю в реалистичном жанре, то есть стараюсь, чтобы мои изделия были максимально приближены к настоящим животным. Эскизы я не делаю. Обычно фигурка сама приходит в голову, и я сразу начинаю делать каркас, а потом обматывать его шерстью и валять детали».
Рядом с этой палаткой есть небольшой шатёр, в нём работают две девушки, одна из них мастерит изделия из эпоксидной смолы, а другая — ёлочные игрушки из обычной ваты. Мальчики и девочки, будто сбежали из сказки «Щелкунчик», они сделаны настолько реалистично, что разглядеть можно каждый пальчик. Александра Семенникова занимается этим уже больше года.
«Какой-то особенной истории у меня нет. Пришла я к этому как-то быстро: увидела в интернете, что есть такое направление, решила попробовать, и у меня получилось. Работа это кропотливая, я стараюсь каждую черту у фигурки сделать реалистичной. А ещё, посмотрите, мои ребята отличаются друг от друга даже лицом. Мы как-то с семьёй на Новый год украсили ёлочку такими игрушками, получилось невероятно» - рассказывает Александра.