Новый 2025 год встретил забайкальцев зимними морозами и традиционными выходными. Мы предлагаем вспомнить одно из крупных событий прошлогодней зимы — фестиваль унтов на площади Ленина в Чите. На нём собираются мастера из разных регионов и показывают зрителям, как может выглядеть в современном мире обувь северных народов. В ней ходят и эвенки, и якуты, и буряты. Состоит она из камуса северного оленя, войлока, украшений из бисера и резиновой подошвы. Стоит от 25 тысяч рублей и выше, а ходить в ней можно 10-15 лет. Корреспондент «Культуры 75» встретился с мастерами и узнал, как люди приходят к этому ремеслу.
«Лётные унты»
Солнечный зимний день. Площадь Ленина, множество рядов с унтами и столько же желающих купить эту обувь. Так в Забайкалье 16 ноября начинается фестиваль унтов. Со сцены доносится песня Виктора Цоя «Мы ждём перемен» с горловым пением в исполнении певицы из Республики Бурятии Арюн Гоа и группы «Нукер». Рядом с одним из столиков с обувью стоит невысокая женщина, на ней полный зимний комплект: и шапка, и лыжный костюм. Она неспешно согревается горячим чаем. Это Любовь Сыренова, которая участвует в конкурсе мастеров унтов с супругом Санжи Сыреновым.
Пара вместе уже 33 года, они основали семейный бизнес ещё в начале 90-х. Тогда супруги жили в маленьком селе Укурик Хилокского района Забайкалья. Любовь Сыренова с улыбкой вспоминает: «Вот вышла я замуж, так и стала унты шить. Родом из Улан-Удэ, а муж из Укурика. Как полагается, переехала к его семье, в доме мама супруга встретила, приняла и стала учить меня делать «лётные унты».
Под её рассказ появляется почти кинокартина — Любовь Сыренова в небольшом деревянном домике, с трещащими от огня дровами в печи. В её руках обработанная кожа и инструменты для выкройки. Молодая девушка учится правильно нарезать кусочки для будущих «лётных» унтов, они состоят не из камуса, а из овечьей шерсти. Она находится и внутри обуви, и снаружи. Нужно всё делать быстро, ведь ближе к вечеру домой вернётся супруг. Он будет делать подошву. Так они прожили несколько месяцев, позже семья переехала на родину Любови — в Улан-Удэ.
«Когда в Улан-Удэ переехали, начали уже заниматься меховыми унтами. Опыт у нас большой, лет так 28. Это наша работа, которая нас кормит, а вас обувает», — уточняет бойкая женщина.
На одну пару обуви у семьи Сыреновых уходит примерно неделя. Первым делом они заказывают уже выделанный камус, потом Любовь приступает к сборке верхней части. Она делает выкройку и шьёт. На следующий день мастерица пришивает подклад из овечьей шерсти внутрь унта, а затем за дело берётся её супруг. Мужчина придаёт форму нижней части обуви, подшивает войлок и делает подошву.
Теперь шить унты родителям помогает взрослая дочь, и Любовь старается ещё больше приобщить её к этому занятию. Мастерица переживает, что древнее ремесло канет в лету.
Шкуры с Ямала
Рядом со столом Любови Сыреновой стоят длинные унты, некоторые из них отделаны бисером. Сюда часто подходят женщины, они ищут свой размер. В это время на сцене продолжает играть группа «Нукер», раздаётся бурятская народная музыка с нотами тяжёлого металла, а продавец этих унтов о чём-то говорит по телефону. Мужчина приехал в Забайкалье из города Улан-Удэ. Он не спеша заканчивает разговор, улыбается новому клиенту, подбирает ему унты и обращает внимание на меня. Это Цыремпил Дармаев, он шьёт зимнюю обувь народов севера уже 10 лет.
Как и у многих других мастеров, это общее дело всей его семьи, оно передалось от отца к сыну. Доброжелательный мужчина объясняет, почему в унтах теплее, чем в обычной зимней обуви.
«Смотрите, природа сама придумала, что у оленя на ногах волос трубчатый. Это значит, что унты из него лучше сохраняют тепло. Работает как термос. Плюсом ко всему здесь подошва из двойного войлока, которая не даёт пройти холоду».
Цыремпил Дармаев закупает камус на Ямале. Он привозит его в Улан-Удэ, затем начинает выкраивать и шить. Как и когда унты пришли в его жизнь, мужчина не знает. Говорит, что это произошло почти с самого рождения: наблюдал за старшими в семье, которые занимались делом, учился у них, теперь работает сам. К семейному бизнесу уже примкнули и двое сыновей нашего героя. Сейчас самому младшему мастеру семейного подряда 26 лет.
Через несколько часов после начала конкурса все мастера по унтам получили свои награды. Цыремпил Дармаев стал обладателем приза в номинации «За внедрение технологий», а чета Сыреновых взяла приз за «За лучшее продвижение продукции».