Десять раз с 2011 года Чита становилась центром Забайкальского международного кинофестиваля, десять раз здесь по багуловой дорожке проходили звёзды мирового и российского кинематографа, десять раз на церемонии закрытия объявляли фамилии и имена лучших из лучших, а названия фильмов-победителей хоть были уже на слуху, но тоже каждый раз встречались аплодисментами.
Давайте вспомним, какие киноленты признавались лучшими в основной конкурсной программы за всего годы существования ЗМКФ.
2011 год
Лучшим фильмом первого Забайкальского международного кинофестиваля стал фильм Юрия Грымова «Чужие», к моменту выхода уже успевший прославиться тем, что в аэропорту Египта - а именно там снималась часть сцен - режиссёра задержали за попытку ввоза оружия. Только через 2 дня после вмешательства российского консула выяснилось, что весь военный антураж был бутафорией.
Фильм о том, как команда американских врачей приезжает в неназываемую в фильме страну, где якобы медики должны вакцинировать детей. Их останавливают на российском блокпосте. Команда медиков решает ехать в обход блокпоста на джипе по пустыне - позже выяснится, что она заминирована.
В медицинской команде во время этой поездки разворачиваются и профессиональные, и семейные, и личные психологические драмы.
В финале фильма руководитель команды врачей в США делает доклад об успешном испытании вакцины.
2012 год
Драма режиссёра Даниеле Лукетти о социальной несправедливости и о том, как ей может противостоять обычный мужчина, работающий на стройке, стала лучшим фильмом второго Забайкальского международного кинофестиваля.
«Наша жизнь» (Италия, Франция) - это история про счастливую семью рабочего Клаудио, жена которого ждёт третьего ребёнка. Кажется, во время киносеанса можно почувствовать кожей, насколько важной иногда может быть поддержка семьи, друзей и любовь детей.
2013 год
«Сибирь. Монамур», автором сценария и режиссёром которой стал Вячеслав Росс, победила на третьем кинофестивале.
Это история про почти вымершую деревню Монамур в глухой сибирской тайге, где остался жить старик-старовер Иван с внуком Лёшкой.
«Дед очень религиозный, но он настолько разочарован в людях, что не может их любить. Он даже мальчику не в состоянии высказать любовь, которая есть у него внутри. С мальчиком случается беда, и старик вынужден идти через тайгу за спасением к людям — к тем, кого он глубоко презирает. Но только человек может помочь человеку. В одной русской молитве я прочитал, что милосердие выше справедливости. Для меня эта фраза является ключевой, — сказал о фильме его автор.
Это история про веру в людей, про ожидание отца, который 2 года назад ушёл в тайгу и не вернулся, про дружбу ребёнка с бродячим псом, даже если взрослые за это ругают, про силу жизни. Пожалуй, если я решу пересматривать конкурсную программу, то начну именно с этой картины.
2014 год
Впервые на Забайкальском кинофестивале первый приз взял фильм режиссёра - женщины. Драма Ирины Волковой «Диалоги» - это Владимир Меньшов, Евгений Стычкин, Ольга Сутулова, Евгений Цыганов, и многие другие.
Сын говорит с пожилым отцом, который страдает потерей памяти. Мужчина говорит с бывшей любимой, в разрыве с которой очень виноват. Молодожёны говорят о планах.
В «Диалогах» пять новелл, пять разговоров: «Коктейль», «День рождения», «Запах», «Пистолет» и «Чайки», в которых люди стараются сказать друг другу о самом главном.
2015 год
В этом году лучшим фильмом была признана картина Юрия Быкова «Дурак», которую сложно смотреть тем, кто не любит говорить о разворовывании денег, чиновниках и подставных историях.
Главный герой - простой слесарь-сантехник, который пытается спасти 800 человек из здания общежития, что вот-вот упадёт.
Криминальная, циничная и жестокая история, до проживания которой нужно дорасти.
2017 год
История бывшего агента КГБ, всю жизнь занимавшегося внешним наблюдением и ушедшего на пенсию, стала победителем шестого кинофестиваля.
«Турецкое седло» режиссёра Юсупа Разыкова - про то, как бывший агент продолжает следить за теми, кто ему особенно интересен, и врач диагностирует у его синдром турецкого седла, который не опасен для окружающих.
Однажды в поле зрения бывшего разведчика попадает его соседка, в пение которой, а потом и в неё саму, он влюбляется.
2018 год
Вышедший в прокат фильм «Лес» режиссёра Романа Жигалова жюри ЗМКФ признало лучшим, объявив про это на церемонии закрытия фестиваля.
Критики называли этот фильм пазлом с множеством элементов: тут и история семьи, у которой пытаются сначала мягко, а потом силой забрать лесопилку, и кино про отношения отца с сыном, про жестокость одноклассников в школе, про любовь шестнадцатилетнего мальчика к взрослой женщине, которая не знает про эти чувства, и про её одиночество даже рядом с мужем.
Пазл, как писали после выхода фильма, собирается в единую, связанную картину только к концу фильма и расставляет всё по местам.
2019 год
На этом кинофестивале более чем успешным был дебют режиссёра из Тайваня По Хао Хуна с картиной «Папин костюм», которую признали лучшим фильмом основной программы.
В городе Пинси остались одни старики, и пожилой Чин Мао остался там даже после смерти жены, отказавшись переезжать к детям в другой город.
Герой оказывается в доме инвалидов, и для свадьбы любимого внука ему нужно съездить за новым костюмом. На это его уговаривает дочь. и Чин Мао соглашается.
2022 год
Кажется, 1 час 48 минут для кино - это долго. Но только не для трагикомедии режиссёра Мангеша Джоши из Индии, снявшего фильм «Странствия пепла» и признанного лучшим на ЗМКФ-2022.
Это история про то, что старший брат в семье Карханис перед смертью завещал развеять его прах в трёх местах: доме предков, на семейной ферме и на реке Чандрабхага. Только после этого родные могут открыть конверт, который он им оставил.
2023 год
Лучшим фильмом юбилейного десятого кинофестиваля стала работа китайского режиссёра Цяо Сысюэ «Нить жизни» - пронзительная история музыканта и его мамы, у которой прогрессирует болезнь Альцгеймера.
Острая история про трудности, про терпение, про принятие и огромную любовь матери к сыну и сына к матери.
Полную рецензию на этот фильм читайте в нашей подборке к кинофестивалю. Мы тоже писали её с огромной любовью ко всему, что делаем.