В кромешной темноте сцены возникает еле заметный образ девушки. Она стоит рядом с офицерской шинелью и говорит как будто бы с любимым, который эту шинель носит. Говорит с такой теплотой и нежностью, что вокруг становится всё светлее и светлее…
Секунда — и на сцене двое мужчин. Один молодой, опустошённый и растерянный. Второй — то ли надсмотрщик, то ли комиссар, который настойчиво требует признания. В чём? В чём…
Звучит музыка, и память постепенно возвращает в день, когда он познакомился с ней. Это лёгкий флирт? Нет, это настоящая любовь: такая, что офицер был готов дезертировать из царской армии и не идти воевать с японцами, увезти её в Париж, но… Но её родители вместе с ней уехали на неделю в Воронеж, а оттуда та, без которой он не мог жить, вернулась уже сосватанной за владельца фабрики конфет, что погасил долги её семьи.
Молодой офицер не знал этого и сделал ей предложение с кольцом, которое она в задумчивости крутила в руках, не решаясь сказать правду о помолвке.
Снег, снова снег.
…Снова и снова упорный дознаватель требует признания от молодого офицера, а в памяти всплывают война, на которой он был вместо того, чтобы быть с любимой, и её письма, на которые он не отвечал.
«Вы что, письма не читаете? — с еле заметной усмешкой гремит голосом комиссар. — Она же беременна!»
Беременна. И снова снег, снег и снег. Снег, который завесой закрывает счастливое прошлое, который скрывает её образ и в котором комиссар и молодой офицер — один и тот же человек, ищущий признания в том, что именно он по команде «Пли!» в 1917 году нажал на курок и выстрелил в толпу людей, а потом среди лежавших тел увидел руку с тем самым кольцом, которое она носила всю свою жизнь как память о любимом человеке.
Спектакль «Признание», в котором сыграли Александр Балуев, Глеб Матвейчук и Наталья Куликова, 3 июня стал завершающим событием одиннадцатого Забайкальского международного кинофестиваля.
Текст: Юлия Скорнякова, фото: Евгений Галуза.