Спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» в Забайкальском краевом драматическом театре представил народный артист СССР Юрий Башмет и Московский драматический театр имени Николая Гоголя.
Достоинство и душевность
Полный зал, приглушённый свет, а на сцене играет чарующая музыка оркестра под дирижированием Юрия Башмета. С этого начинается постановка режиссёра Полины Агуреевой (актриса, исполнительница романсов — авт.).
На сцене декорации, будто волны, которые изображают наши жизненные перипетии. Выходят главные герои — священники Савелий, Захарий и Ахилла. Один из них сообщает, что некий «Варнавка» сварил утопленника, а кости оставил себе. Позже с ярким и эмоциональным монологом о тех самых костях на сцене появляется сам Варнавка. Он боится потерять свои мешки с этими костями и заявляет, что они нужны для изучения человека.
Размышления о религии, жизни и её смысле сопровождают весь спектакль. Среди прочих, особенно заметна сцена, в которой священнослужитель Ахилла приходит к Варнавке и пытается отобрать кости. Остановитесь на секунду и вдумайтесь, во фразу: «Священник отбирает человеческие кости у желающего изучать по ним человека». Уже что-то мало приятное, верно? Сопровождается всё это действие криками и в завершение Ахилла пытается ударить Варнавку. Прерывает ссору отец Савелий. Он называет Ахиллу Каином. В этом есть своя библейская отсылка — Каином звали старшего сына Адама и Евы, который стал первым в мире убийцей.
В этой сцене проявляются черты, присущие, зачастую, русскому человеку — борьба с несправедливостью со стороны Ахиллы. Он вспыльчиво кидается на Варнавку из-за того, что тот не уважает смерть. В это время сдержать порыв Ахиллы смог старший по сану священник, а значит, мужчина не потерял общечеловеческих ценностей и уважает старших.
Следующей яркой сценой стал разговор попадьи Натальи и отца Савелия. Трогательный и отчаянный диалог между парой о детях, которых у них нет. Наталья выпытывает у Савелия, были ли у него дети от других женщин. Нет, она делает это не с целью обвинить священника во грехе. Попадья хочет заботиться об этом чаде, взять его к себе.
«Может и есть ребёнок, все мы порочные, но я его уже люблю», — восклицает она. Наталья — обыкновенная женщина, для неё не бывает чужих детей, нет и проблемы в том, чтобы простить мужа за возможные грехи.
«Может и есть ребёнок, все мы порочные, но я его уже люблю», — восклицает она. Наталья — обыкновенная женщина, для неё не бывает чужих детей, нет и проблемы в том, чтобы простить мужа за возможные грехи.
Завершение постановки наиболее громкое. По написанному на отца Савелия доносу, его обвиняют в некотором вольнодумстве. Мужчину просят пойти и извиниться перед губернатором за свои выходки. Он отказывается это делать и смиренно принимает все страдания и лишения за свою веру. Вместе с тем, спасать отца идут Ахилла и кроткий священник Захарий, они едут в столицу хлопотать за него. Несмотря на это, Савелий не хочет извиняться. Затем к мужу приезжает Наталья, она работает, не щадя себя, и отдаёт ему последние 25 рублей. Они готовы отдать то, что имеют — время и последние деньги.
После на сцене происходит невероятно прекрасное действие. Спокойная, музыка оркестра, голубоватый свет и Наталья, которая где-то видела алтарь, а затем видит его всего наполовину. Она, будто в небеса, взмывает на специальную конструкцию, похожую на стулья. Так в постановке выглядит смерть.
Следующим за женой уходит и отец Савелий, он прощает всех, кто причинил ему страдания. За ним умирает и Ахилла, который, несмотря на все склоки, любит своего учителя. Затем на тот свет уходит Захарий.
Неожиданно в город возвращается Варнавка. Он решил вернуться к вере, покаяться, но не находит никого из тех, кого когда-то знал. И все эти люди поют о жизни и вере в стиле церковного хора. Этот момент заставляет задуматься, что в жизни, иногда, бывает поздно. Осмысливать свои поступки нужно в момент их совершения.
После постановки ещё несколько часов в мыслях обыкновенные жизненные идеи. Задумываешь, что периодически стоит замедлиться и провести лишние пару часов с близкими. Думаешь, конечно, не только о высоком. Спектакль оставляет два пока непонятных вопроса - первый, о том, кто всё же из знакомых Савелия написал на него донос. Второй, более приземлённый, где Варнавка нашёл тело утопленника.