Фото: «Пограничники в гостях у бурят». 1956. Холст, масло. Из фондов Забайкальского краевого художественного музея
Не каждый художник берётся за такое трудоёмкое дело, как писать сюжетно-тематические картины. Это трудно, однако Лазарь Новицкий, много лет проживший в Чите, уже в дипломной работе показал свой талант мастера данного жанра.
Лазарь Семёнович родился в 1921 году в селе Ханжилово Заларинского района Иркутской области. В 1936 году семья будущего художника переехала в Иркутск, где он посещал художественную студию, затем художественное училище. С третьего курса ушёл на фронт. Боевой путь завершил в звании старшего лейтенанта, командиром минометной роты в Австрии. За боевые заслуги награждён медалями «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и Богдана Хмельницкого III степени.
Окончив Иркутское художественное училище в 1950 году, он продолжил обучение на живописном факультете Московского художественного института имени Василия Сурикова. Дипломная работа «Пограничники в гостях у бурят» принесла Лазарю Семёновичу большой успех, картина экспонировалась на многочисленных выставках, а репродукция была опубликована в журналах «Огонёк» и «Советский воин».
Сегодня оригинал находится в Центральном пограничном музее ФСБ России, авторская копия – в Забайкальском краевом художественном музее.
Автор показывает воинов-пограничников не только вне боевых действий, но и вне повседневной службы. В свой редкий выходной день, возможно, в честь памятной даты, часовые советско-монгольской границы навещают жителей приграничного села. Три поколения одной большой семьи сидят за одним столом с людьми другой национальности. Они одухотворены дружбой, миролюбием…
Угадывается и пространственно-временной подтекст. Хозяева и воины на переднем плане полотна, гостеприимный стол символизируют текущий момент. Мальчик поодаль, кормящий лошадей, и женщина у открытого огня – жизнь простых селян, которую Лазарь Новицкий хорошо знал, поскольку вырос в деревне, в семье крестьянина. И, наконец, уходящие вдаль светлый ручей, зеленеющий лес и в голубой дымке сопки побуждают увидеть мир во всей его вечности и нерушимости. Мир нуждается в защите. И это понимают герои картины.