Мы продолжаем наши прогулки по старой Чите, и, как и прежде, движемся по улице Амурской. Давайте подойдём к дому № 97. Этот красивый двухэтажный особняк был заложен в 1899 году по проекту архитектора Алексея Просянникова. Уже больше полувека в нём расположен психоневрологический диспансер, но строилось здание совсем с другой целью. В первые годы здесь была городская управа.
У краеведов этот особняк чаще называется банком Труфанова. В 1903 году купец второй гильдии Эммануэль Труфанов пожертвовал городу 30 тысяч рублей для строительства дома детей-сирот. На этот капитал городские власти в новом здании открыли городской общественный банк. За большие денежные пожертвования купца и мецената решили присвоить банку имя Труфанова. Это имя навечно вошло в историю города, что совершенно справедливо. На деньги Труфанова в Чите было возведено немало частных и общественных зданий.
Забегая вперёд, скажем, что благородная цель, для которой был создан банк, была достигнута в 1914 году, на собранные средства был возведён приют для девочек-сирот ведомства императрицы Марии Фёдоровны на Новобульварной улице. Это красивое здание из красного кирпича сегодня принадлежит краевой больнице.
В 1912 году городская управа полностью переехала в дом Древновского на углу улиц Амурской и Иркутской (Полины Осипенко), в советское время известный как Дом Книги. Тогда на первом этаже здания банка Труфанова расположилась «Венская кофейня» предпринимателя Игнатьева, на заднем дворе здания он открыл кондитерскую фабрику.
Как пишет в своей книге «Старая Чита» Владимир Лобанов, в кондитерской Игнатьева всегда был в наличии и в большом выборе жидкий шоколад: со сливками, клубникой и прочими вкусностями. Здесь выпекалось огромное количество самых разнообразных кондитерских изделий, и обслуживание в кафе было безупречным.
Благодаря профессионализму и высокому качеству продукции Игнатьеву удавалось устоять против конкурентов в течение четверти века. Но в 1926-1927 годы власти ввели невероятно высокие налоги, и в 1928 году заведение закрылось.
Освободившиеся помещения занял хозяйственный магазин Союза инвалидов, а в 1929 году здесь открылась поликлиника с первым в городе рентгеновским кабинетом. В 1930 году здание отдали городу, и при поликлинике открылась водо-грязелечебница, использовавшая минеральные грязи озера Угдан.
Интересно, что в хозрасчетную поликлинику горздравотдела пришли работать практически все лучшие врачи города, потерявшие частную практику из-за повышения налогов. Среди них был весь цвет читинской медицины того времени, но обслуживание в поликлинике не улучшилось. Раньше врачи вели прием по всему городу в своих прекрасно оборудованных кабинетах и клиниках, а теперь больные шли по одному адресу и стояли в очередях. Приём все равно был платным.
Как пишет Владимир Лобанов, оплата взымалась по категориям: члены профсоюза за приём платили один рубль, не состоявшие в профсоюзе – уже два рубля, а «нетрудовой элемент» – целых три! Конечно, всё это были издержки первых лет становления советской медицины. В марте 1931 года при поликлинике была открыта первая в городе «скорая помощь», и врача можно было вызвать на дом до двух часов ночи.
В 1950 году в здании был открыт онкологический диспансер, главным врачом которого был известный хирург Григорий Аксман. Здесь начиналась серьёзная онкологическая служба, работали лучшие читинские онкологи. Первые опыты лечения заболеваний с помощью лучевой и химиотерапии тоже проводились в этом доме.
Наконец, в начале 70-х годов для онкологического диспансера было построено новое современное здание, а особняк, бывший некогда банком Труфанова, занял психоневрологический диспансер.
Остаётся добавить, что это здание является образцом гражданской архитектуры начала ХХ века, ценным объектом историко-культурного наследия регионального значения и одним из ярких архитектурных акцентов улицы Амурской.