«Ничего готового в этом мире нет». По каким правилам живёт гендиректор Забайкальского кинофестиваля Лилия Савина

9 апреля в 11:00 / Юлия Скорнякова 👁 200

Фото предоставлено Лилией Савиной
Фото предоставлено Лилией Савиной

Во время подготовки к этому интервью обнаружилось неожиданное: я не нашла ни одной публикации про генерального директора Забайкальского международного кинофестиваля Лилию Савину, которое помогло бы мне сложить в голове паззл с её портретом: рабочим и простым человеческим. Собрав все вопросы, я пошла к ней. «Счастье любит тишину», — уверена Лилия, но на вопросы она ответила.

Забайкальский международный кинофестиваль пройдёт Чите и районах края с 30 мая по 2 июля. Его темой в этом году станет семья.

Про команду кинофестиваля

— Это огромный, невероятно большой труд. Работа становится частью жизни, — мы с Лилией говорим про то, как готовится и проводится кинофестиваль. В Москве 11 часов утра, в Чите 5 вечера, и спасибо тем, кто придумал видеосозвоны, когда можно видеть любую эмоцию собеседника, даже если он за тысячи километров от тебя. — В последнее время у меня так: я проснулась и сразу же проверяю свой телефон. С первых минут своего дня пытаюсь выстроить свой график.

Работа по подготовке кинофестиваля — большой творческий процесс, его невозможно разделить на «сегодня мы делаем, а завтра нет». Я уверена, что так не только у меня, а у всей нашей команды, которая делится на два подразделения: на забайкальскую и московскую команды. 

Забайкальская команда — это министр культуры Ирина Вячеславовна Левкович и её заместитель Алёна Евгеньевна Ячменёва, коллеги из министерства культуры, директор филармонии Юлия Еренкова, Лада Дзюбо и многие другие. 

Фото предоставлено Лилией Савиной.
Фото предоставлено Лилией Савиной.

Команда, которой я руковожу в Москве — это несколько служб кинофестиваля: программная дирекция, служба селебрити, режиссёрско-постановочная команда, пресс-служба кинофестиваля, дизайна и другие. Мой непосредственный руководитель — Виктор Михайлович Шкулёв, председатель организационного комитета ЗМКФ, президент Shkulev Media Holding. А ежедневные срочные вопросы я обсуждаю с Сергеем Николаевичем Фёдоровым, членом оргкомитета, исполнительным директором ассоциации «Забайкальское землячество».  Хочется, конечно же представить всех, никого не забыть, так как наша команда — это крутые профессиональные творческие люди, знающие своё дело.  

Отдельно нужно сказать про команду программного директора Марии Безенковой. В этом году в ней будет новый человек Василина Свиридова — менеджер международного отдела. В настоящий момент она занимается выбором фильмов для «Ночи короткого метра». Вопросы по артистам, по гостям кинофестиваля мы решаем совместно  с исполнительным директором Забайкальского международного кинофестиваля, моей коллегой Екатериной Балашовой. С ней проводим, наверное, по 12 часов в сутки, постоянно обмениваясь информацией. Долгими ночерами общаемся и находим решения с Ираидой Пугачёвой.

В команде кинофестиваля — режиссёрская группа, в которую входит  режиссёр-постановщик Леонид Ситов со своими коллегами. Это творческая команда, которая создаёт на нашем празднике кино яркие шоу: церемонии открытия, закрытия и гала-концерт. 

Максим Дунаевский, Лилия Савина и Виктор Шкулёв. Фото предоставлено Лилией Савиной.
Максим Дунаевский, Лилия Савина и Виктор Шкулёв. Фото предоставлено Лилией Савиной.

Он в вашем подчинении?

Да. Но и это ещё не все! Далее: Дарья Храмова, сотрудник пресс-службы кинофестиваля, Светлана Горбачёва — его административная служба. Летом прошлого года технический директор ЗМКФ Сергей Котов нас покинул. Вместо Серёжи будет новый технический директор — Фёдор Ермоленко. С удовольствием представлю Марину Потапину, сотрудника производственной службы и дизайна. Марина оформляет наш проект, отвечает за красоту и эстетику, за фирменный стиль. Ещё есть работа с каталогом фестиваля, работа с фильмами. 

Я пытаюсь сделать так, чтобы мы под одним куполом совместно выполнили общую задачу. Моя цель — выработать и донести до каждого новую концепцию кинофестиваля, проработать программные особенности нового сезона, подготовить художественное оформление, рекламу, чтобы в дальнейшем все наши идеи и профессиональные разработки свести в единую концепцию, в большой праздник кино. Это как один пазл, который собираешь несколько месяцев подряд и он предстаёт во всей красе.

На открытии любого ЗМКФ у багуловой дорожки сотни зрителей готовы выстраиваться в несколько ярусов, чтобы увидеть начало праздника кино. Фото Евгения Галузы
На открытии любого ЗМКФ у багуловой дорожки сотни зрителей готовы выстраиваться в несколько ярусов, чтобы увидеть начало праздника кино. Фото Евгения Галузы

Много ли человек у вас в московской команде? Какие существуют в ней подразделения? Хочется узнать про ту кухню, которую мы как зрители не видим. 

В нашей команде около 20 человек, если сложить все службы. Есть определённый оргкомитет — восемь-десять человек. Именно в таком составе мы проводим еженедельные планёрки и обсуждаем основные направления работы. Нет ни одного дня, чтобы мы с кем-то не пообщались, не провели летучку, не обсудили какие-то вопросы. 

Естественно, всё это делается под руководством председателя нашего организационного комитета и вдохновителя фестиваля Виктора Михайловича Шкулёва. Он за этот проект болеет душой, всё время уточняет рабочие детали, вносит предложения. Так же близко мы работаем с Александром Яковлевичем Михайловым, президентом Забайкальского международного кинофестиваля.

Про сложные вопросы об отдыхе

Вы говорите, что просыпаетесь и сразу проверяете почту. Телефон всё время рядом и у вас вовлечённость 24 на 7? Как вы такой ритм выдерживаете? Устраиваете ли себе отдых, дни разгрузки или это постоянный поток, в котором вы живёте?

Сложный вопрос… Я работаю над собой, стараюсь убрать эти 24 на 7. Очень редко, раз в неделю, мне удаётся делать детокс без телефона, но в основном телефон почему-то всегда рядом. Конечно, некоторых моих близких это возмущает, и иногда я проверяю сообщения тихо, чтобы никто не видел. Это моя маленькая тайна (смеётся). Если я остаюсь дома одна, радуюсь: у меня есть возможность поработать. Конечно, это плохая привычка.

Где беру силы, сама не знаю. Устаю. Отдых нужен обязательно, и я это понимаю. Каждые 3 месяца необходимо отвлекаться, заряжаться новой энергией. В этом году ещё не отдыхала, но запланировала свои каникулы на ближайшие майские праздники. Хотя в прошлом году, например, я на неделю улетала в отпуск, но даже на море была с компьютером. 

Про артистов

Найти форматного артиста нашему кинофестивалю, разработать программу пребывания, участия, проработать сроки вылета и возвращения, активности — это такая сложная, кропотливая и нервная работа. Важно всё заранее обсудить и, самое главное, зафиксировать в договоре. 

Фото Евгения Галузы
Фото Евгения Галузы

У артистов, конечно, своя жизнь, и иногда получается так, что мы собрали звёздную команду, подписали договоры, но я понимаю, что даже за неделю до отлёта что-то может измениться: кто-то не доедет, не долетит. Говорю себе: «Лиля, так бывает, такая жизнь. Ничего страшного, переживём». А когда это случалось раньше, я очень переживала.

Сейчас понимаю, что самых занятых и важных актёров нужно приглашать «с запасом», и со всеми, кто говорит: «Да, я могу», — мы сразу начинаем работать.

Не буду раскрывать все секреты будущего фестиваля, но в нашем списке есть заслуженная артистка России, очень популярная актриса. Недавно она сказала, что рассматривает возможность приезда на ЗМКФ, а чуть позже уточнила, что вечером 2 июня ей нужно быть в Москве. Ломаем голову, как успеть представить её забайкальцам во всей красе, чтобы все увидели, вдохновились, чтобы с ней можно было успеть пообщаться и убедиться, что такие люди досягаемы, до них можно практически дотронуться, задать им вопрос. Хочется, чтобы те звёзды, которые ходят по улицам Москвы и снимаются в сериалах и известных фильмах, были доступны для Забайкалья. Чтобы люди, которые живут за тысячи километров от столицы, понимали: в звёздах нет ничего космического, ничего недосягаемого.

А полные кинозалы, все задействованные сценические площадки, сам факт того, что нас приняли — это уже хорошая оценка нашей работы. 

Про баланс между артистами и цветами

В идеальной системе какой бы вы хотели баланс? Какое для вас лучшее соотношение между работой и личным временем?

Наверное, 30 на 70, но так не бывает. Если ты хочешь что-то сделать хорошо, качественно, эффективно и красиво, то нужно вкладываться целиком. Некоторые говорят: «Хочу много денег, быть звездой и мало работать». Ну… Если ты хочешь делать большой проект, заметное культурное событие — а Забайкальский международный кинофестиваль таковое не только для Забайкалья, но и для Дальнего Востока, — то работать нужно много.

Любимых дел у меня предостаточно. Сейчас, например, я увлеклась ремонтом, дизайном, создаю уют. Дети выросли, мне захотелось что-то поменять. Под моим руководством работает бригада, с утра планёрки проходят ещё и дома. 

У меня есть цветы, я обожаю ими заниматься. Если я что-то делаю, я люблю, чтобы было много, люблю все приумножать, чтобы я могла поделиться. Когда как-то раз весной не было кинофестиваля, я посчитала горшки петуний, их было 50, представляете?! 

Люблю белые петунии, умею их выращивать и ухаживать за ними. Дочь говорит: «Мама, зачем тебе так много цветов дома?». А я утром, когда встаю, поливаю их, и это тоже релакс, который мне даёт энергию. Получается своеобразная подпитка.

Фото предоставлено Лилией Савиной
Фото предоставлено Лилией Савиной

У меня первое образование музыкальное, я закончила консерваторию. В прошлом году пригласила к себе педагога из московского театра «Новая опера» — Елену Терентьеву, заслуженную артистку Республики Башкортостан, лауреата международных конкурсов, солистку театра «Новая опера» имени Евгения Владимировича Колобова, чтобы заниматься вокалом. Я тогда набрала репертуар, у нас были репетиции. Во время одной из них муж прибегает из другой комнаты и спрашивает: «Я не понял, кто здесь так поёт?». А пела я.

Понимаю, что у меня есть определённые таланты, которые подарили мне родители, и хотелось бы раскрыться для себя самой. Это вдохновляет и дарит энергию. 

Про тишину в соцсетях

Когда я готовилась к интервью, то отметила нетипичную для нашего времени ситуацию: вашу биографию целиком невозможно восстановить даже по соцсетям. Вы для меня сейчас такой паззл, в котором нет единой картины. Расскажите о себе: что в вашей жизни было до кинофестиваля?

Сейчас многие блогеры выставляют свою жизнь напоказ, я же этого не люблю. К примеру, как у Фридриха Ницше: «Чем шире ты открываешь объятия, тем легче тебя распять». Мне хочется хранить какую-то тайну, но в моментах биографии секрета нет.

Я родилась в городе Казань, там окончила Казанскую государственную консерваторию по классу музыковедения, там же в консерватории познакомились с будущим супругом. Работала в музыкальной школе.

Муж работал с оркестром Виктора Деринга (легенда казанского джаза, играл в оркестре Олега Лундстрема — Ю.С.). Деринг подарил моему мужу свой саксофон, и теперь это наша семейная реликвия. 

Почти 30 лет назад мы уехали в Москву. Сложные были времена, девяностые годы. Хотя супруг тогда уже преподавал в Казанской государственной консерватории, работал в оркестре. Работы было много, а творчества, роста недостаточно. В общем, мы решили отправиться в Москву и как-то пережили этот сложный период. У нас была маленькая дочка, и мы тут пробивались уже втроём.

Я поработала в музыкальной школе, но потом поняла, что хочу чего-то другого и выдержала конкурс на вакансию в студию «Союз». Время было увлекательнейшее, я была менеджером многих музыкальных проектов, готовила к выпуску сольные альбомы разных артистов, музыкантов. Например, работала с Леонидом Агутиным, и мы выпустили его сольный альбом «Летний дождь», у меня даже подписанные им диски хранятся. 

Из «Студии «Союз» я перешла в издательский бизнес. Сначала это был журнал о молодых исполнителях,  о шоубизнесе «Неон». Я дружила с Димой  Биланом, с его продюсером Юрием Айзеншписом. Это было начало карьеры Димы, и мы настолько близко общались, что он приезжал на праздники в школу, где училась моя дочь. 

После журнала «Неон» я поступила на работу в издательский дом «Бурда», работала там с брендами Cool, Cool-Girl, «Отдохни», занималась маркетингом, продвижением. 

Про бренд-менеджера

Я наблюдала за издательским холдингом Hearst Shkulev Media, для меня он был недосягаемым. А потом отправила резюме, и меня пригласили, работаю в компании с 2006 года. В этом году будет 18 лет, как я сотрудничаю с брендом «Антенна-Телесемь», в моём портфеле были сайт Wday.ru, журнал StarHit Андрея Малахова. Это работа очень творческая: если ты становишься бренд-менеджером, то отвечаешь за всё. Бренд-менеджер должен быть талантлив по всем направлениям: он и ивент-мероприятия делает, и отвечает за цифры, за аудиторию, за дистрибуцию и много ещё за что.

В нашей компании Shkulev Media Holding я выросла до позиции коммерческого директора «Антенны-Телесемь» — самого популярного телегида страны — и сейчас совмещаю несколько позиций: директора по рекламе и директора по маркетингу. 

Иногда, конечно, хочется сказать «стоп», отдохнуть и просто ничего не делать. Сейчас ещё время как-то уплотнилось, всё намного быстрее происходит. Если раньше за 24 часа ты должен был успеть сделать 10 пунктов, то сейчас нужно в два раза больше. Всё время ставлю себе новые задачи. Этому, кстати, я и детей учу: если ты сегодня остановился, то ты везде опоздал.

У мамы я учусь ловить счастье в спокойной беседе, радоваться голубому небу, солнцу.

С дочерью Эллой, внуком Романом и мамой Венерой Хамитовной. Фото предоставлено Лилией Савиной
С дочерью Эллой, внуком Романом и мамой Венерой Хамитовной. Фото предоставлено Лилией Савиной

Про тренировочный полёт на «Боинге»

Когда я готовилась к этому интервью, мне показалось, что один из главных ваших моментов подзарядки — это море. Хотя вы как будто и в путешествиях достаточно адреналиновый человек. Вы и пилотирование как будто пробовали.

Я пробовала водить «Боинг». Испытать себя в роли пилота авиалайнера получилось во время сотрудничества с авиакомпанией Turkish Airlines, когда меня пригласили в Стамбул на открытие нового аэропорта. У меня была возможность полетать и даже посадить самолёт. Это был профессиональный тренажёр, на котором занимаются пилоты, с настоящим пилотным оборудованием. Было очень круто! 

А потом у вас был полёт на воздушном шаре.

Это был наш очередной юбилей с супругом, мы одного года рождения, и я предложила поехать в Каппадокию (местность в Турции с вулканическими скалами и древними подземными городами, где сейчас проходят полёты на воздушных шарах — Ю.С.). Там не всегда везёт с погодой, когда люди по несколько дней ждут и так и уезжают, не поднявшись на шаре, а мы только прилетели в 4 утра — и сразу получилось. Это было очень красивое путешествие. В Каппадокии я получила подтверждение лично для себя, что всё, что доступно в этой жизни, ты можешь получить. Делай, двигайся навстречу своей мечте. Хочешь быть счастливым — нужно каждый день выполнять кропотливую работу, но в конце концов ты получаешь то, к чему шёл. Ничего готового в этом мире нет.

''Нет ничего невозможного!''. Фото предоставлено Лилией Савиной.
''Нет ничего невозможного!''. Фото предоставлено Лилией Савиной.

Это как с нашим кинофестивалем: не было в природе такого масштабного бренда — Забайкальский международный кинофестиваль. У Виктора Михайловича родилась эта идея, и вот уже сегодня мы готовимся к 11-му кинофестивалю. Ты хочешь этот праздник, он у тебя появляется в голове во всех красках, и ты каждый день двигаешься вперёд, вдохновляешь людей, команду, чтобы наступило 30 мая, и по багуловой дорожке пошли красивые гости — актёры, режиссёры, продюсеры, композиторы, творческие люди. Чтобы в кинотеатрах было много зрителей, и все смотрели хорошее кино. 

Какой была ваша первая встреча с Виктором Шкулёвым?

Я пришла в компанию, а Виктор Михайлович у нас любит проводить совещания: мы собирались по различным проектам. У него нет проектов из серии «делайте, как хотите», он всё время ведёт и направляет.

Наверное, вот так лет 18 назад или чуть поменьше мы и начали общаться. У нас был замечательный журнал StarHit в печатном формате с главным редактором Андреем Малаховым.

Сегодня Shkulev Media Holding — это ведущая медиакомпания в России, специализирующаяся на крупнейших новостных и развлекательных digital-проектах, а также являющаяся издателем журналов. Только цифровая аудитория составляет 123 миллиона посетителей в месяц.

На открытии одного из кинофестивалей. Фото Евгения Галузы.
На открытии одного из кинофестивалей. Фото Евгения Галузы.

Вы в издании этого журнала какую роль играли?

Была директором по маркетингу, отвечала за аудиторию, за тиражи. Этот журнал был собственным проектом нашего издательского холдинга. Мы тогда очень активно занимались этим проектом, активно его продвигали. Сейчас существует только сайт «Стархит».

Параллельно успевала и конференции делать. К примеру, HS Digital In trend. Это было тоже увлекательно, такой офлайн для онлайна. В нашей конференции принимали участие такие крупнейшие компании, как Hearst, Google, «Яндекс», компания CleverDATA, бренды Dior, Club Med, «Подружка», агентство POSSIBLE Group, школа креативного мышления «ИКРА».

Про первый кинофестиваль

— Если вспомнить ваш первый Забайкальский международный кинофестиваль — с какими чувствами вы к нему подходили?

Генеральным директором того кинофестиваля был народный артист России Николай Бурляев. Организация такого события была своеобразным приключением. Виктор Михайлович приглашал меня на оргкомитет, а у меня был страх: как такое вообще возможно? Оказалось, что можно - у Николая Бурляева был огромный опыт проведения кинофестивалей. 

Виктор Михайлович тогда мне сказал: «Поехали. Учись». 

Я очень хорошо запомнила, как накануне открытия Николай Петрович закрылся у себя в номере отеля и до утра мы его не слышали и не видели. Программа на тот момент была составлена, звёзды приехали, но сценария шоу на церемонии открытия я не видела. Было страшновато. Я всё прочитала с утра в день мероприятия. И сразу же, с ходу вникала в процесс за сценой, времени на раздумья просто не было. 

Потом, на других кинофестивалях, были самые разные ситуации, но первый я очень хорошо запомнила. Николай Бурляев профессионал, и церемония открытия, которая была в кинотеатре «Удокан», прошла прекрасно. Затем у нас появились новые площадки: и краевая филармония, и драмтеатр, и Дом офицеров. География стала расширяться — мы начали возить артистов в районы Забайкалья, в самые далёкие его уголки. 

Несколько лет подряд в дни фестиваля были бессонные ночи, а сейчас уже есть команда, и я могу делегировать и не проверять каждую строчку, каждый номер. Но первые 5 лет были очень тяжёлыми. Сейчас в нашей команде все профессионалы. Люди, которые болеют за фестиваль душой, и одного взгляда иногда достаточно, чтобы мы друг друга поняли и всё прошло так, как надо. 

''Сейчас в команде люди, которые болеют за кинофестиваль душой''. Фото предоставлено лилией Савиной.
''Сейчас в команде люди, которые болеют за кинофестиваль душой''. Фото предоставлено лилией Савиной.

Десятый кинофестиваль с технической точки зрения был уникальным: его провели с использованием такого количества оборудования, какого до этого не было. Будет ли он в этом году технически таким же, как в прошлом?

2024 год объявлен в нашей стране годом семьи. Мы коллегиально решили, что ЗМКФ будет продвигать эту тему. И, на мой взгляд, если это семья — то это весна, красота, женское начало. Да, это будет шоу в прямом смысле слова, будут яркие, эмоциональные, визуально запоминающиеся элементы. 

Для меня важна эмоциональная часть, а вот по эффектам… Техническое оборудование будет. Не знаю, всё ли мы возьмём из того, что брали в прошлом году — тогда было 15 экранов. Возможно, сократим количество, так как есть идеи, как это воплотить иначе.

Недавно, например, я была в Большом театре на крупной федеральной церемонии, а после поделилась своими впечатлениями и видео с режиссёром Леонидом Ситовым, он вдохновился. Я думаю, что мы возьмём что-то из приёмов оттуда. В любом случае новые идеи обязательно будут. Вернее, они уже есть. 

Пока я не поняла, оставим ли мы оборудование для электронного прессвола, для нашей фотозоны с большим светодиодным экраном на церемониях, которая была в прошлом году очень яркой и заметной как по контенту, так и по реализации. Думаю, ищу правильные решения как с технической точки зрения, так и с визуальной, с экономической.

Про себя

Фото предоставлено Лилией Савиной
Фото предоставлено Лилией Савиной

Если бы вас спросили: «А какая она, Лилия Савина?» — вы бы что ответили?

(Задумывается).

Какая… Ничего плохого про себя сказать не могу, скажу так: необыкновенная. Я верю в себя, я знаю, что всё могу. У меня есть знакомый ювелир, и я у него как-то спросила: «А ты это можешь сделать?». И он мне ответил: «Могу всё, что сделано человеческими руками».

Мне кажется, всё, что меня окружает, всё, что я хочу, я могу сделать. Если не сама, то найти возможность это создать.

Я — женщина, дома я называю себя Музой для своего творческого супруга. Я мама большой и очень интересной семьи, поэтому и ответственная. Всемогущая, креативная, внимательная, трогательная — наверное, такая. А ещё у меня много всего, что я ещё в себе не раскрыла, и я работаю над этим. Это меня и вдохновляет. 

С организаторами и гостями Забайкальского международного кинофестиваля. Фото предоставлены Лилией Савиной:





Читайте также